Крест Господень - животворящее знамя, на котором Господь умер, но победил смерть

Проповедь протоиерея Георгия Преображенского 27 сентября 2024 г., в празднование Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодня Церковь празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен после того, как равноапостольная царица Елена обрела три креста, на одном из которых был распят Христос. Мы знаем, что иудеи после Воскресения Христа всячески пытались стереть из памяти всё, что было связано со Спасителем Иисусом Христом. Поэтому место Его распятия также было уничтожено. На нём было установлено языческое капище, и за несколько веков многие забыли даже, где это событие произошло. Но с Божьей помощью она обрела эти три креста, были найдены сами эти изделия деревянные, также гвозди и табличка, на которой было написано и на греческом, и на еврейском, и на латыни, Кто здесь был распят - Царь Иудейский Иисус из Назарета.

И вот как определить было, на каком именно кресте был распят Иисус Христос? Тогда увидели, что есть одна женщина тяжело болящая, и по благословению Патриарха Макария они стали прикладывать эти кресты к этой болящей женщине. И когда они приложили Крест, на котором был распят Христос, она исцелилась от своих болезней. Тем самым они поняли, что это Крест, на котором Христос был распят. И из-за стечения множества народа его стали воздвигать, чтобы все могли увидеть это Святое Древо. Потом был построен храм по распоряжению царя Константина, и этот праздник был установлен как всемирное Воздвижение Животворящего Креста.

Но что такое Крест? Как мы знаем, крест - это орудие смерти. Крест - это не просто орудие смерти, это позорная смерть. К этой казни приговаривались самые лютые разбойники, которые преступили не только государственные законы, но и нравственные законы, человеческие законы. И поэтому общество приговаривало к этой позорной смерти, мучительной смерти, когда человек сразу не умирал, а вот именно страдал, мучился и, в конце концов, испускал свой дух. Из Священного Писания мы знаем, что Господь, хоть и был приговорён к этой позорной смерти, но Он Сам избрал этот путь, Сам пошёл на эту вольную смерть. А пошёл Он ради того, чтобы каждый из нас имел жизнь вечную, чтобы искупить первородный грех и искупить грех каждого из нас лично.

И вот сегодня, подходя к кресту, который лежит у нас на аналое в середине храма, давайте с вами будем благоговейно прикладываться к этому животворящему знамени, на котором Господь умер, но победил смерть. Победил смерть ради нас, ради моего, ради каждого из нас личного спасения, потому что для этого Господь и пришёл в мир, чтобы мы с вами имели жизнь вечную, чтобы мы имели возможность войти вместе с Ним в Царство Небесное.

Поэтому и мы должны, взирая на Крест, на котором был распят Христос, и осеняя себя с крестным знамением, должны помнить о том, что грех не ушел из нашей жизни. Грех продолжает жить, и дьявол мешает нам следовать за Христом. Но мы должны находить в себе силы бороться, сопротивляться, барахтаться, спотыкаться, падать, но снова вставать, но не принадлежать греху, не принадлежать дьяволу, а стараться жить по-христиански, потому что имя наше Христианин. Аминь. 

Аудио