Блаженный плач сокрушения о грехах, приводящий ко Христу

Проповедь иерея Максима Крупцова 11 октября 2024 г., в день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Господь в Евангелии, мы слышим, утешает плачущих: блаженны плачущие, яко возсмеетися. Всякий ли плач является блаженным, и всякий ли плачущий является человеком благостным, блаженным, божьим? Думали мы ли мы об этом? Почему Господь обращается к ним, что они возсмеются, возрадуются?

Духовная традиция, ещё с Ветхого Завета зародившаяся, предлагает плач о своих грехах. Плач не сетования, ропота и плач от боли, а полное разочарование собой, плач о своих ошибках и безвозвратно упущенных возможностях, которые Господь открывал человеку. И если этот плач, если это разочарование в себе, если это сокрушение приводит человека ко Христу, то это и есть блаженный плач, и Господь обращался к тем людям, которые окружали Его, к ним, которые понимали, чувствовали, что они приближаются к святости Сына Божьего, что они прикасаются к Нему, они исцеляются, они прозревают духовно и телесно.

И нам нужно в своей жизни прожить этот этап, или, может быть, даже постоянно в нём находиться, возвращать себя в этот плач о своих грехах. Может быть, так плакать, чтобы никто не видел этого. Не всякий понесёт, не всякий поймёт, и утешит, и поддержит, но плач пред Богом, плач на молитвы, плач в уединении, в своей келье, перед иконами, восплачем, чтобы Господь утешил нас, и мы были причастниками этой заповеди - блаженны плачущие ныне, ибо возсмеетеся.

Причастников хочу поздравить с принятием Святых Христовых Тайн, хранить Святыню, хранить Христа в своём сердце, но не прятать Его, а принести в свои дома, в свои коллективы, в этот грешный мир - мир, который любит Господь, мир, который требует исцеления, и утешения, и поддержки. И наше призвание, православных христиан - не только дело своего спасения, не только некий такой эгоцентризм, что мне нужна помощь Божия, мне нужно спасение. Но спасение приходит через то, чтобы и с другими, с окружающими, с ближними и дальними делиться истиной, приводить их к благодати Христовой. Аминь.

Аудио